В гостях у Британской королевы. Путевые очерки. Продолжение.

1 июля, воскресенье, Лондон.

Ночь прошла под шум гулявшей молодежи, на рассвете разбудил рев подъезжавших автобусов. Позавтракали быстро и скромно. И все отправились в путешествие по городу сначала на обычном английском автобусе, затем на Aldwych пересели на экскурсионный двухъярусный с аудиогидом на русском языке.

День был облачный. Мы направились по Strand Fleet к собору Св. Павла, потом мимо величественного здания Английского банка, «Монумента» и памятника пожарникам, погибшим при бомбежках  города во время Второй мировой войны, свернули на Лондонский мост и по нему переехали на левый берег Темзы. Здесь, проехав по деловому району и, увидев издалека пирамидальное здание The Chard и знаменитый (здесь работала Флоренс Найтингель) Guys Hospital, мы повернули на Тауэрский мост. Обогнув Тауэр слева, мы выехали на набережную и, обозревая Темзу, ее левый берег и мосты, подъехали к зданию Парламента у Вестминстерского моста. По нему опять пересекли Темзу и мимо старого железнодорожного вокзала Ватерлоо, на который раньше прибывал поезд «Евростар» из Парижа, проехали до Lambeth bridge и вернулись на правый берег. На верхнем ярусе трудно было усидеть из-за пронизывающего ветра. Постоянно накрапывал дождь. В конце концов, я спустился вниз.

Мы проехали по набережной до здания Парламента и Вестминстерского аббатства. Отсюда автобус направился вдоль St. James park и Green park. Слева мы видели Вестминстерский кафедральный собор и здание другого железнодорожного вокзала «Виктория». После этого пересекли Piccadilly, теперь слева был знаменитый Hyde park. У Marble Arch мы повернули на Oxford street, но по ней проехали недолго и свернули по направлению к Regent park. Потом по Marylebone road мимо музея мадам Тюссо мы достигли улицы Regent street и по ней выехали на Трафальгарскую площадь. Отсюда по улице Whitehall мы вернулись к набережной у Вестминстерского моста. Здесь покинули автобус и по набережной все прошли к «пирамиде Клеопатры», напротив London Eye, где пообедали в баре “Fish and ships” (рыба с жаренной картошкой… и с пивом).

После этого – прогулка по Темзе на катере. Почти все отправились на верхнюю палубу, я остался в нижнем салоне, так как опять начался дождь. Катер прошел мимо колеса London Eye, на музейном комплексе висела огромная фотография королевской семьи. Это, пожалуй, единственное свидетельство о прошедшем накануне праздновании  шестидесятилетия правления королевы Виктории. Справа – многоэтажные здания современного Лондона, слева — величественные здания старого города. Прошли под мостами Blackfriars, Millennium, Southwark и London bridge. За последним стоял королевский крейсер “HMS Belfast”.

Наконец, мы прибыли к Тауэрскому замку (дождь прекратился и выглянуло солнце). Над Тауэрским мостом были размещены огромные олимпийские кольца.

Экскурсия по Тауэру опять же была с русским аудиогидом. Татьяна предоставила нас самим себе. Войдя через «Ворота предателей», мы оказались во дворе между двумя стенами крепости. Ориентируясь по карте-схеме,  мы втроём прошли  через ворота башни, и вышли на внутреннюю площадь. Перед нами возвышался квадратный,  трехъярусный с башнями на углах White Tower, с которого мы и начали осмотр.  Обошли все четыре зала, экспозиция которых рассказывала об истории замка. Затем посетили «Оружейный замок», в котором больше впечатлила боевая сбруя лошадей. Наконец, отстояв небольшую очередь, попали в Crown JewelsБашню сокровищ») – коллекция королевских коронационных регалий (с XVII в.), среди них – большая экспозиция корон разных размеров. Когда вышли вновь во двор, то в поисках выхода на крепостную стену попали в Bloody TowerБашню пыток»). Отсюда я пробежал по крепостной стене. После этого мы присоединились к группе.

Покинув крепость, мы вновь на катере дошли до Вестминстерского моста. Здесь под Биг Беном высадились и направились к зданию Парламента. Остановившись напротив памятника Кромвелю (странно, но англичане чтут его память), прослушали рассказ Татьяны о том, как попасть в Парламент во время заседаний. На площади, перед Вестминстерским аббатством, среди прочих я увидел памятник Черчиллю. Затем мы прошли по парку  St. James (и по мосту через озеро), пересекли улицу The mail (ведущую к Букингемскому дворцу) и вышли к  St. James Palace (дворец в романском стиле), где живут сейчас принц Чарльз и его Камилла. Отсюда по St. James street дошли до улицы Piccadilly. По ней прошли до площади Piccadilly St. Circus и от нее направились в район Covent Garden.

Здесь мы втроём покинули группу и в театральных кассах (с помощью бывшей соотечественницы) купили билеты на мюзикл “Leon King. Отсюда без труда вышли к Британскому музею, от него пересекли  Rassell square и подошли к своей гостинице.

Был уже поздний вечер. Мы очень устали. Но успели посмотреть 2-й тайм финального матча европейского чемпионата: Испания-Италия (4:0). Так прошел первый день в Лондоне, который произвел на меня странное впечатление: вполне современный город с «инкрустацией» исторических фрагментов.

2 июля, понедельник, Брайтон – Виндзор – Лондон.

Из отеля выехали в 8-мь утра.  Через два часа были в Брайтоне – курортном городке на берегу моря.

В середине XVIII в. рыбацкая деревушка превратилась в фешенебельный курорт, были построены Григорианские террасы. В конце XIX в. прямо по дну моря построили электрическую железную дорогу (“Daddy Long Legs”). Королевский павильон (начало XIX в.) был построен в восточном стиле при Георге IV и являлся летней резиденцией королевской семьи.

Мы сначала посетили дворец Георга IV (ставшего королем в 60 лет и правившим 7 лет). Здесь — его домашние апартаменты и его племянниц Шарлотты (умершей при родах) и Виктории, ставшей впоследствии королевой. Я шел по залам с испанским аудиогидом. Остальные – с английским. Внутри замок достаточно скромен. Мы прошли восьмиугольный вестибюль и холл, с роялем из розового дерева с инкрустацией, в длинную комнату с бамбуковой мебелью, предназначенную для игры в карты и музыкальных вечеров. За ней следовал Банкетный зал, украшенный богатым интерьером и девятиметровой люстрой. Здесь — светильники из китайского фарфора и коллекция позолоченного столового серебра. Отсюда вошли в Большую кухню: чугунные трубы замаскированы под пальмы, коллекция медной посуды и механический вертел. В следующей, послеобеденной, галерее, предназначенной для отдыха, карт и ликеров, мебель сделана в форме дельфинов. В Салоне обратил на себя внимание диван в форме египетской ладьи на крокодиловых ножках. Галерею музыкальной комнаты украшали белые стены, покрытые позолотой, и четыре оригинальные люстры. Сама Музыкальная комната (Георг играл на музыкальных инструментах) была роскошно декорирована настенной росписью красного и золотого цвета, камином, (на полке которого стояли большие золотые часы),  богатой рамой зеркала, портьерами и напольным «аксминстерским» ковром. Посреди Спальни короля стояла огромная замысловатая кровать (Георг IV был очень толст) и оригинальная мебель. Мы поднялись на второй этаж через Чайную комнату королевы Аделаиды. Здесь находились «желтые» спальни двух братьев короля, драпированные индийским ситцем, апартаменты Виктории — спальня с обоями в китайском стиле, комната для служанки и туалет, Завершался осмотр так называемыми Южными галереями.

Покинув Павильон, мы втроём прогулялись по городу к набережной и пообедали в кафе, где нам подали отличную рыбу. Море было хмурым и холодным.

После двух часов дороги, — Виндзор. Под дождем заскочили в этот средневековый замок – резиденцию  нынешней английской королевы Виктории. Её муж – управляющий его большим хозяйством (молоко и овощи на продажу). Мы осмотрели богатую часовню, королевскую приемную, спальню королевы, «оружейную» и прихожую. Особое впечатление оставил «Георгиевский зал» и «Зал Ватерлоо». По окончанию осмотра,  после посещения туалета, я чуть не остался закрытым в «мертвой зоне»  между двумя крепостными стенами. Вряд ли меня обнаружили бы до утра. Вот было бы забавно!

На обратной дороге Татьяна рассказывала о необычайной «квартальной солидарности» англичан (по контролю за расходованием местных налогов). До Лондона доехали за час. Дождь вроде бы прекратился. Хотя здесь никогда нельзя знать об этом наверняка.

Мы и несколько наших попутчиков покинули автобус у Вестминстерского моста и, перейдя его, направились к Колесу обозрения (“London Aye”). Билеты у нас были куплены заранее. Так что мы быстро вступили в просторную стеклянную кабинку и вместе с оказавшимися с нами молодыми россиянами воспарили над Лондоном. Был ранний вечер. Дождь изредка накрапывал. Так что картина Лондона над Темзой была великолепной. При высадке узнали, что нас фотографировали (в кабинке было вывешено предупреждение: «улыбайтесь, Вас фотографируют»), но Анюте ее фотография не понравилась…

Возвращались пешком вместе с одной семейной парой по GPS их мобильника через мост Ватерлоо и по улице Kingway. Путь занял час. В гостинице были после 20-ти часов.  По нашим английским меркам – это очень рано…

3 июля, вторник, Лондон.

От групповой поездки в Стоунхендж и Бат мы отказались по причине дефицита времени. Захотелось уделить больше внимания Лондону и отдохнуть от своих соплеменников.

Утром мы с Анютой купили в гостинице карту Лондона и отправились втроем в самостоятельное путешествие по городу. Это самая приятная часть наших заграничных туров. Начали со знакомства с лондонским метро. На станции купили проездные билеты на весь день (они действительные и для автобусов) и спустились на свою станцию Rassell square. Быстро разобрались по указателям в направлении и вскоре вышли на станции St.Pauls, от которой прошли немножко пешком до собора Св. Павла.  Внешне с фасада он не показался нам внушительным (после собора св. Петра в Риме и Кельнского собора). Но внутри он понравился своей светлостью и простотой. После осмотра интерьера, алтаря под куполом, главного алтаря в апсиде и часовен, мы спустились в подземную крипту. Здесь среди прочих находились надгробия Веллингтона, Нельсона и Флоренс Найнтингейл, а также «Фолклендский мемориал», мемориалы Вильяма Блейка и Уинстона Черчилля, захоронения художников Милле и Тёрнера, архитектора Христофера Рена, музыканта Артура Селливана, писателя Александра Флеминга и других. Затем жена и внучка отправились на поиски «галереи шепота» на второй ярус. А я остался  посидеть на одной из скамеек. Все-таки хорошо, что в католических соборах есть места для отдыха (и молитвы). Я еще раз спокойно оглядел внутренность собора. Вернулись мои исследовательницы, которые, оказывается, забрались по винтовой лестнице (257 ступенек) под купол собора, что оставило у них неизгладимое впечатление…

Опять же на метро (удивили большие переходы между станциями), мы добрались до Baker street. Здесь, минуя здание музея мадам Тюссо, нашли «дом Шерлока Холмса» под номером 221б (открыт для посещения в 1990 году). Перед входом стоял «полицейский» («Бобби») и небольшая очередь, которая продвигалась, однако, очень медленно. Здесь неожиданно выяснилось, что у нашего цифрового фотоаппарата уже закончилась «память» (!). Пришлось срочно ее чистить.  Но пока продвигалась очередь, мы успели побывать в магазине музея и приобрести сувениры, а также заглянуть в рядом расположенный магазин «Битлз».

Наконец, мы вошли в музей, который произвел на меня странное впечатление. На первом этаже находился маленький холл-прихожая. Крутая лестница в 17 ступенек вела на второй этаж, где располагались кабинет и спальня Холмса. В кабинете можно было сфотографироваться в креслах Холмса и Ватсона. На третьем этаже находились спальня Ватсона и комната миссис Хадсон. Комнаты оказались очень маленькими и перенасыщенными экспонатами. В них и на лестницах толпились бесцеремонные посетители, в основном молодежь, некоторые с большими чемоданами (на колесиках). Толкотня  и суета как-то не позволяли сосредоточиться и «приобщиться». Я покинул долгожданный музей с чувством неудовлетворенности…

У станции метро мы неплохо пообедали и отправились в центр, на Трафальгарскую площадь. Мы как-то стали уже привыкать к «камерному» масштабу площадей и улиц английских городов. И все-таки опять были удивлены скромными размерами знаменитой лондонской площади. Это впечатление усиливалось от присутствия на ней множества людей (скопление людей все-таки не характерно для англичан). Колонна Нельсона, обрамленная по углам мощными черными  львами, (вылитых из французских пушек Ватерлоо), конечно, грандиозна, но увидеть ее целиком можно только задрав голову или с портала Национальной галереи. Вход в галерею, как известно, бесплатный (как и во многие музеи Англии и Шотландии), но это не умаляет ее богатства. Для нас оказалось очень сложно сориентироваться в экспозициях огромных залов и   комнатных лабиринтов. Но все-таки за 2 часа мы постарались посмотреть все, что нас заинтересовало. К сожалению, путеводитель (здесь не оказалось альбома) на русском языке мы приобрели в магазине, уже покидая галерею.

На метро мы вернулись в гостиницу. Перекусили, отдохнули и отправились в театр пешком. Прошли около получаса  по знакомой уже улице Kingway и вышли прямо к театру Liceum. Здание театра было украшено большой цветной рекламой мюзикла “Leon King”. К подъезду непрерывно подъезжали типичные черные лондонские такси, и толпился народ (прямо как в старых английских фильмах). Мы вошли через специальный подъезд и поднялись по лестнице на балкон. Оказались в маленьком фойе, где в баре продавали напитки и сладости для детей. Анюта попробовала весьма оригинальный замороженный фруктовый напиток. Неожиданная встреча с  юношей-студентом из Латвии, подрабатывавшим в театре. Наконец раздался третий звонок, и мы вошли в зал.  Зал произвел впечатление. Небольшой по размеру, крутым амфитеатром устремленный к потолку. Ряды балкона расположены так, что сцену видно с любого места. В яме — «живой» оркестр с дирижером, в одной из лож расположился ударник, чья роль, как оказалось позже,  была главной. Зал был наполнен детьми разных возрастов, но, когда спектакль начался, они вели себя довольно спокойно, изредка подпевая знакомые песни и бурно приветствуя известных героев. Артисты – поющие и пляшущие – в основном молодые и многие – афроевропейцы. Музыка Элтона Джона. Костюмы и сценография оригинальны, хотя без особой вычурности. Либретто на текст известного мультфильма. Поэтому Анюта ориентировалась очень легко и изредка нам переводила некоторые сцены. Она, похоже, получила огромное удовольствие. Спектакль имел два отделения и закончился поздно. «Отъезд от театрального подъезда» был еще более красочный, чем в начале.

В гостиницу мы опять же вернулись пешком, прогулявшись по ночному городу.

4 июля, среда. Лондон.

Последний день в Лондоне оказался довольно тяжелым. С утра покрапал дождь.

Проехав на автобусе №91 от гостиницы до Трафальгарской площади, мы разделились. Жена с внучкой отправились в Букингемский дворец, а я направился к Вестминстерскому аббатству. Пришел рано, подождал под зонтиком (дождь, как обычно, то начинался, то прекращался) в очереди, которая за моей спиной быстро нарастала. Приобретя билет и прихватив русскоговорящий аудиогид, я вступил под своды собора (начало XI в.) через «Большую северную дверь». Обойдя слева алтарь, я прошел по залам захоронений и надгробий. Капелла Генриха VII, гробницы Елизаветы и Марии Стюарт, гробница королевы Шотландии Марии Стюарт. Здесь надгробия и других королей, а также знаменитых полководцев и политических деятелей. Нашел надгробия Ньютона и Дарвина. В «зале поэтов» расположены захоронения Чосера, Байрона, Шекспира, Диккенса, Киплинга и других. Бродил по собору больше часа (внучка случайно три дня назад разбила стекло моих часов, так что я остался вне времени). Вышел во дворик собора, прошел по галерее и осмотрел музей аббатства. На обратном пути в галерее выпил стаканчик кофе с круасаном и покинул собор через «Большую западную дверь» под звон колоколов.

Наивно полагая, что музей Виктории и Альберта находится где-то рядом, решительно устремился по улице Street Broad, переходившей в Street Victoria. Но нельзя доверять интернетным картам! Идти пришлось долго. Узнал у прохожего, что музей находится в другом районе города South Kensington, куда надо добираться на метро (в центральной части города станций метро нет). Наконец, дошел до станции метро у вокзала Victoria и спустился под землю. После длительных переходов добрался до станции Kensington и поднялся на поверхность. На все это у меня ушло более часа. По карте нашел музей, который располагался на Road Kromwell (символично!).

Первое впечатление, — как будто я попал в очень дорогой супермаркет. Огромные стенды драгоценностей, посуды, одежды и прочее. Между этажами тихо ходит стеклянный лифт. На первом «уровне» — пустынные залы экспонатов из Китая,  Японии, Кореи, Южной и Юго-западной Азии. Быстро их осмотрев, я поднялся сразу на третий «уровень». Здесь-то в залах под названием «Материалы и технологии» и была расположена выставка роскоши: украшений, хрусталя, мелкой и средней скульптуры.  Отсюда спустился на второй «уровень», где осмотрел залы «Архитектура и скульптура». Первое, что я увидел, проходя по галерее, — это внизу два огромных (в три этажа) зала. В одном из них, справа от меня среди различных скульптур находилась знаменитая статуя микеланджеловского Давида и у его ног — два его же «Раба» (копии или оригиналы?). В противоположном зале – два огромных фрагмента римской колонны Трояна (с барельефами) и барельефный алтарь из испанского собора Сантьяго де Кампостелла (который мы посетили в прошлом году). Глядя на них, стоял и размышлял… Ясно, что эти реликвии попали сюда не «добровольно». Какая же должна быть степень жадности англичан, чтобы тащить эти гигантские «трофеи»? После этого я осмотрел залы искусства Средневековья и Возрождения, в том числе «Зал Рафаэля» (8 огромных картин),  и грандиозный «Английский зал». Покидал музей я через  роскошный (дорогой) магазин.

На метро доехал до Oxford street с намерением посмотреть магазины и найти место пообедать. Но изменил свое решение и свернул на Charing cross с целью вернуться на Трафальгарскую площадь. Все это заняло много времени. На площади я спросил у парня, сидевшего на ступеньках одного из музеев, как мне найти бар «Шерлок Холмс» (о котором я узнал из интернета). Он очень удивился, но все-таки терпеливо по своему GPS (в мобильнике) нашел мне адрес. Но его объяснения я плохо понял. Забежав в Национальную галерею, чтобы найти каталог на русском языке, я направился от площади по улице Pall Mail и безрезультатно вышел к дворцу St. James. Пришлось возвращаться обратно. Обратил внимание на памятник участникам «Крымской войны». Проходя мимо одного из кафе, я услышал русскую речь. За столиком на тротуаре сидели двое мужчин среднего возраста, и пили кофе, один из них курил сигару. Вообще-то заграницей я стараюсь избегать общения с соотечественниками, зная, как они этого не любят. На этот раз был отчаянный случай. Мужчина с сигарой  заинтересовался моим вопросом («за десять лет жизни в этом городе я не знал, что существует такой бар»). Он опять по GPS мобильника к своему удивлению нашел адрес бара. Оказалось, что я пошел в противоположную сторону. Вернувшись на Трафальгарскую площадь, я быстро вышел к  бар, оказавшемуся в двух шагах от автобусной остановки, на которой мы вышли утром (Northumber). На эти поиски у меня ушло примерно два часа…

Наконец, я попал в настоящий английский паб, где за двумя стойками двое парней наливали бочковое пиво и мужчины смаковали его, разговаривая не торопясь за небольшими столиками в зале и на улице. Я сориентировался, что за одной стойкой подавали пиво, а за другой эль. Я взял кружку эля «Шерлок Холмс» и направился к столу. И только теперь я смог посмотреть на часы, висящие на стене прямо передо мной. Мне стало ясно, что передо мной альтернатива:  либо быстро выпить свою кружку и бежать голодным в Британский музей, либо остаться в пабе и пообедать. Я выбрал второе и заказал английский ростбиф и вторую кружку эля, который произвел на меня приятное впечатление. Когда я со всем этим покончил, встал из-за стола не без труда.

Уверенно отправился к знакомой остановке автобуса. Но это оказалась конечная остановка маршрута. Я обратился с вопросом к водителю подошедшего автобуса, который, без объяснений предложил мне сесть в автобус и провез к остановке посадки (это оказалось довольно запутано) и дальше по маршруту. Я выскочил из автобуса у «Британского музея» и прибежал к нему ровно  для того, чтобы  вежливые служащие напомнили мне, что доступ посетителей уже прекращен. .

Расстроенный и уставший я заглянул в сувенирный магазин и побрел через Рассел сквер к гостинице. По пути зашел в магазин Tesko, в котором, от отчаяния, купил бутылку американского виски  Jack Danial’s. Поднявшись на свой третий этаж гостиницы, я вдруг вспомнил, что не знаю номера своей комнаты, (т.к. мы всегда возвращались вместе), а на карточке-ключе его не  было. Попытка найти по зрительной памяти не увенчалась успехом. Пройдя по периметру всего этажа, я спустился в вестибюль и спросил на ресепшн. Вежливая девушка нашла мою фамилию на компьютере и сообщила мне номер. Что она при этом подумала, я мог лишь догадываться по ее взгляду. Тут же я заметил, что у меня в кармане «гостевая карта», в которой обозначен мой номер. Все! Я понял, что устал…

Войдя в пустой номер, я заметил, что где-то оставил свой зонтик. Метнулся в магазин, но там кассирша-азиатка заверила меня, что я ничего не оставлял. Я подумал, что забыл его в автобусе. (только позднее вспомнил, что это могло быть на Ресепшн) Это была катастрофа: за две недели путешествия только два-три дня были без дождя.

Я успел принять душ, когда появились жена и Анюта, которые побывали в Британском музее.

Отдохнув, мы отправились вечером на автобусе (благо проездные на весь день) прощаться с Лондоном. Доехали до моста Ватерлоо, прошли по нему туда и обратно. Город и Темза в вечерних огнях были завораживающими. Вернулись в гостиницу к полуночи.

Прощай Лондон!

Об авторе: Михаил Семенович Колесов:
Публицист. Член Союза писателей России и Содружества русских, украинских и белорусских писателей. Профессор СевНТУ. Доктор философских наук.