В гостях у Британской королевы (путевые очерки) Продолжение

28 июня, четверг. Глазго.

С утра начали осмотр Глазго с кафедрального собора св. Мунго (XII в.).  По преданию, в VI в. миссионер Св. Мунго основал монастырь на берегу реки Молендинар.

Перед  типично готическим собором — памятник подвижнику протестантизма  Джону Ноксу (времена Марии Стюарт).  Собор произвел впечатление своим интерьером. После его осмотра мы прошли в «самый старый дом» города (прибл. XV-XVI вв.), в котором на трех его этажах была размещена традиционная шотландская обстановка. Во внутреннем дворике был разбит привлекательный сад. От этого дома через дорогу находился музей «религиозной жизни и искусства», в котором мы посмотрели интересные экспонаты древних и мировых религий. Особенно нас заинтересовал восточный отдел.

Затем на автобусе мы направились в центр города. Здесь, пройдя под накрапывавшим дождем площадь Джордж-сквер с колонной Вальтера Скотта и памятником Бёрнсу, мы вышли к Музею современного искусства, перед которым возвышался очередной конный памятник какому-то Генриху (кто-то надел на него современную шляпу). Нам предоставили «свободное время». Совершенно не зная, куда направиться (карта города осталась в автобусе), мы втроем под периодически то начинавшимся, то прекращавшимся дождем решили отсидеться в «Пиццерии». Зал оказался очень уютным и практически пустым. Анюта быстро сделал заказ. Опять, как мы заметили в Англии, сначала нам принесли чай (для Анюты), а лишь значительно позднее три огромных  пиццы. Конечно, мы не смогли с ними справиться и нам любезно завернули остатки в «бокс» (вечером в отеле это очень оказалось кстати).

Потом мы вернулись на центральную площадь Джордж-сквер. Здесь, по рекомендации гидессы, зашли в здание ратуши – Городские палаты, где нас впечатлил вестибюль с роскошной мраморной лестницей. Позже мы узнали, что наши попутчики видели даже мэра города (женщина), которая общалась со случайно оказавшейся рядом публикой.

После этого мы заняли свои места с автобусе и подъехали к «Кальвин гроу галери», приятно поразившей нас. Старинное здание (похоже, опять же бывший католический собор) расположено напротив комплекса Университета (между ними – Ботанический сад). Богато декорированный вестибюль, великолепные залы, отличная коллекция, в том числе живописи. Голландская и фламандская  — Рембрандт, Йорданс, Рубенс и др. Импрессионисты: Ренуар. Коро, Моне, Марке, Руссо и др.  «Мадонна» Рафаэля и «Распятие» Дали. Зал Макинтоша - выставка современного дизайна. В 13.00. заиграл орган  и сопровождал нас до окончания осмотра. Это был очень приятный сюрприз.

Несколько ошеломленные увиденным, мы покинули Глазго (издали нам показали известный  «Косой мост» через реку Клайд). И отправились в путешествие по Шотландии.

Погода была пасмурная, часто шел дождь. Из-за плотного тумана мы не видели вершин гор. Сделали «пикник» на берегу большого (судоходного) озера Лохломон. Дождь на время прекратился. На большой поляне Татьяна нас угостила шотландским виски. Потом уже под сильным ливнем мы продолжили путь в горах.  За перевалом остановились на площадке «Отдохни и будь благодарен». Зачем, опять же не понятно: дождь,  ветер и ничего не видно. Нашей Татьяне можно было  провести корректировку маршрута согласно погоде. Тем более она сама мокла без зонтика и плаща под дождем…

По пути заехали в Инверери, замок знаменитого шотландского клана Кэмбелов. На меня произвел впечатление «оружейный вестибюль» с широкой лестницей, на стенах которого висело огромное количество мушкетов и алебард, щитов и мечей. Как нам объяснили, это оружие хозяева замка собирали на ближайших полях сражений. Понравился зал фарфора, салон с картинами Гейнсборо и богато оснащенная кухня. Этот дом принадлежал свекру королевы Виктории (здесь жила ее дочь Элис), генерал-губернатору Индии. Здесь мы обнаружили свидетельство того (советская газета 1993 г.), что кто-то из членов семьи участвовал в Крымской войне под Севастополем. Жена в магазинчике сувениров купила себе шотландский плед. Уезжали под проливным дождем, так что фотоснимков сделать не удалось (внутри замка фотосъемка запрещена).

Ехали по узкой горной дороге вдоль сменявшихся озер, зажатых горами, которые были покрыты густым лесом. Наблюдали многочисленные «водопады» и «наводнения». Вода иногда шла сверху сплошным потоком между деревьями в озеро, которое было в двух шагах по другую сторону дороги. Наконец, автобус встал. Оказалось, что впереди камнепад повредил (или нет?) мост. Ждали 45 минут. Все машины впереди развернулись и уехали. Нашему автобусу на узкой дороге развернуться было невозможно (надо было бы тащиться задним ходом несколько километров вверх). Наконец, полиция (как она оперативно появилась в этой горной глухомани?) разрешила нам двигаться вперед. Осторожно пересекли «опасный» мост и направились в город. Прибыли в отель очень поздно, но благодаря разнице во времени (2 часа) я успел посмотреть по ТВ последний тайм «Евро 12»: Италия – Германия (2:1).

29 июня, пятница. Эдинбург.

Самый неудачный день маршрута.

Утро у нас, как уже стало привычным, началось с просмотра по ТВ прогноза погоды (между ежедневными репортажами из Уимблдона). Прогноз был неутешительный: по маршруту везде дожди. После скромного завтрака выехали на Эдинбург.

В XII в. Давид I перевел в Эдинбургскую крепость  свой королевский двор и в XIII в. город был столицей страны. В начале XVII в. король Яков VI перенес свой двор в Лондон. В середине XVIII в. был упразднен Шотландский парламент.

Через полтора часа мы были в городе, который встретил нас дождем и ветром. Мы пересекли Новый (нижний) город и через мост въехали в Старый (верхний) город. Проехали по улице «Королевская миля» и высадились у церкви Святого Распятия, перед которой стоял величественный памятник Адаму Смиту (меня уже восхищают неожиданные места размещения англичанами памятников).

Осмотрев собор, внутри которого играл орган, мы прошли к Эдинбургской крепости и через мост и ворота, оказались во внутреннем дворе. Здесь под дождем и сильным ветром, вырывавшим зонтики, прослушали пятнадцатиминутное вступление гидессы и приступили к осмотру помещений. Начали  с собора, где разместился зал воинской памяти, в котором на стенах и в памятных книгах отмечены имена всех шотландцев, погибшие во всех войнах. Среди городов знаменитых сражений XIX века были отмечены Севастополь и Балаклава. После этого мы посетили «комнаты сокровищ» (королевский меч, скипетр, корона и священный древний «камень судеб»). Интерьер крепостных помещений был достаточно скуп и не произвел особого впечатления. Но набор произведений живописи был неплохой.

При выходе  мы услышали звуки шотландской волынки и на них вышли к шотландскому этнографическому музею, перед которым играл волынщик в национальном костюме. Потом поднялись на крепостную стену, с которой открывался великолепный вид на город, венчаемый высоким шпилем памятника Вальтеру Скотту. Дождь переменно то начинался, то прекращался (зонтики открывались и вновь закрывались).

Покинув замок, мы, располагая «свободным временем», прошли к памятнику Дэвиду Юму, и отсюда самостоятельно спустились в Новый город. После долгих поисков, на Rosa street перекусили гамбургерами в закусочной и вернулись на Preence street, вторая половина которой была закрыта на ремонтные работы. По ней прошли к  мемориалу Вальтеру Скотту. Затем повернули назад и  зашли в Национальную галерею Шотландии. Покинули ее с большим сожалением. Коллекция картин нас потрясла! Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли, Тинторетто, Беллини, Веронезе, Эль Греко,  Карнах, Гольбейн, Рембрандт, ван Дейк, Рубенс, «малые голландцы», Рейнольдс, Гейнсборо, Пуссен, Коро, Сезанн, Монэ, Сислей, Ван-гог, Гоген и многие другие знаменитые художники.  Затем мы поднялись по лестнице на «Королевскую милю» и прошлись по сувенирным лавкам, неприятно удивленные их однообразием. Купили «вересковый чай» и «чертополох» (украшение-символ Шотландии). Подойдя к остановке автобуса, которая находилась под стенами замка, мы впервые за время путешествия по Англии увидели символику предстоявшей олимпиады. Покидали город под проливным дождем.

Но  по дороге нас сопровождало яркое солнце!

Паркинг был недалеко от Ньюкасла. После этого полчаса ехали вдоль берега Северного моря. В автобусе смотрели долгий фильм «Гордость и предубеждение» — чисто английская меладрама. Миновали Сьюзверланд («Ангел Севера»). На вечернем паркинге я купил диск (два)  “Absolut gold” (современные англоязычные хиты).  Это – моя традиция: с каждой поездки привозить аудиодиски.

В отель под Йорком (“Harrogate days INN Wetherby”) прибыли, как всегда, поздно (здесь в номере нас опять ждала раскладушка). Чем-то «непритязательный» английский сервис напоминает мне наш отечественный.

30 июня, суббота. Йорк — Кембридж.

Утро началось с долгого ожидания завтрака. После этого выехали в Йорк, куда мы прибыли через полчаса.

Йорк возник в I в. как римская крепость. В начале V в. был захвачен германскими племенами  англов. В VI в. — столица королевства англосаксов. С VIII в. – резиденция епископа Йоркского. Затем город был завоеван норманнами и впервые упоминается в XIII в. как торговый центр. Сегодня – это английская туристическая Мекка.

Накрапывал дождь. Татьяна провела краткую экскурсию по пустынным в этот час улицам, которые, однако, вскоре быстро заполнились толпами туристов (после Эдинбурга — это второй город, где мы встретились с ними). Мы вышли к берегу реки Фос, на котором стояла старая крепость-замок (XIII в., Генрих III), с XV по начало XX века она служила политической тюрьмой.  После этого вернулись  в туристический центр города. Здесь нам было предоставлено «свободное время». Мы в кампании еще нескольких попутчиков начали с посещения «Музея викингов» (“Jorvik”), отстояв небольшую, но долгую очередь. Музей, созданный из материалов археологических раскопок, оказался весьма оригинальным. Механическая кабинка двигалась по затемненному коридору, по бокам которого была расположена «деревня викингов» X  века с «действующими» персонажами. В конце путешествия для Анюты отчеканили древнюю монету викингов. Потом мы посетили Йоркский романо-готический собор (York Minster, XIII-XIV вв.), но осматривать его не стали из-за высокой цены входа (это был первый собор, вход в который оказался платным). Вышли на Market street и от нее — на многолюдную торговую улицу Chembell в квартале средневековых домов XV-XVI вв. Здесь приобрели эстамп (до сих пор в Англии мы не встретили уличных торговцев картинами). Затем прошли по  широкой Coney street и на углу Lendal пообедали в симпатичном «Бар-руж». Отсюда проследовали к одним из десяти ворот крепостной стены (XIV в.), опоясывавшей старый центр города. Быстро пробежали по ней туда и обратно. И несколько заблудились в поиске автобуса…

Дорога до Кембриджа заняла четыре часа. Смотрели фильм Агаты Кристи «Убийство на Ниле» (с Питером Устиновым).

В Кембридж прибыли вечером. Этот студенческий городок расположен на маленькой реке Кем.  Быстрый осмотр: романская церковь Св. гроба (XII в.), готическая капелла  Кингс-колледжа (XV-XVI вв.), библиотека Тринити-колледжа (XVII в.), Сенат Университета (XVIII в.) и пр. Здесь учились многие знаменитости, начиная с Эразма Роттердамского. Во дворе одного из колледжей, мы наблюдали церемонию по поводу окончания учебы. На улицах встречали много счастливых «выпускников». В завершение — прогулка по речушке Кем на плоскодонках, управляемых студентами.  Расположение на дне лодки было не очень удобным, но путешествие в целом оказалось приятным.

К Лондону (55 миль) подъезжали при красивом закате солнца. Проезд по городу через старые, ныне заселенные иммигрантами, кварталы занял много времени. Наконец, поздно вечером въехали в квадратный двор отеля “Royal National”. Номер наш, достаточно просторный, оказался на третьем этаже, окна внутрь двора.

Продолжение следует…

Об авторе: Михаил Семенович Колесов:
Публицист. Член Союза писателей России и Содружества русских, украинских и белорусских писателей. Профессор СевНТУ. Доктор философских наук.
Другие публикации автора:
Автор: Михаил Семенович Колесов

Один отклик

1. Любопытно. Немного впечатлений — и жизнь продолжается. Для таких, как я инвалидов, особенно интересно. Будто сам поехал мир смтреть. И суетно и приятно. :)