Символ подвига севастопольцев находится в Симферополе

Юрий Васильевич Волков, советский художник – баталист. Родился     26.06.1921  в г. Севастополе, член Союза художников СССР (1947 – 1991).Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом «Красной Звезды», медалями.  Работы художника находятся в музеях Симферополя, Севастополя, Евпатории, Бахчисарая.

 Волков

 

                                      Музей в музее                                                        

Симферопольский  художественный музей известен работами именитых живописцев. Радующие глаз натюрморты, прекрасные портреты, замечательные пейзажи украшают его коллекцию. Но гордость  собрания  не эти полотна и, рискну утверждать, некрасивые. Это картины батальные. Картины двух больших художников, творивших в Крыму. Не только размером выделяются эти полотна,  совсем по другим причинам: там действо, борьба, подвиги, они берут за душу. Один из мастеров, всенародно признанный, награждённый, удостоенный – Академик батальной живописи Николай Самокиш, 22 года творивший в Симферополе,  где  именем его  названа улица ещё при жизни  художника.  

 

2

 

    Автор и Л.А. Малышев в мундирах Морского Гвардейского Экипажа у фасада Симферопольского художественного музея.

 

Симферопольцы знают, что и само здание музея уникально, это  памятник. Оно помнит блеск орденов и погонов, «Прощание Славянки» и офицерские балы, это бывшее офицерское собрание 51-го пехотного Литовского Его Императорского

Высочества Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича  полка.

В 2012 году здесь открылся музей полка, где представлены уникальные документы.

Второй известный — неизвестный это Юрий Волков. Родился в Севастополе в 1921 году, жил, работал и нашёл свой последний причал в приморской Евпатории. Живописец редкостного дарования. Художник – солдат, почти самоучка, не закончивший ни одного специального художественного учебного заведения, достигший высот мастерства, да так  и не получивший никаких премий и званий. Его университетами стали окопы Великой Отечественной, где винтовка и карандаш были рядом. На фронте он по заданию командования проводил зарисовки на переднем крае и сумел  запечатлеть боевой путь     2-го Гвардейского Николаевско — Будапештского механизированного корпуса .   В 1946 г. вернулся в Евпаторию. Первая картина, заставившая говорить о художнике и получившая всесоюзную известность – «Подвиг пяти черноморцев» 1948,х.,м., 200 х300, напечатанная в журнале «Огонёк».

Невозможно поверить, что столь мастерское по замыслу и исполнению полотно написано молодым 26 – летним художником!

Большая, трёхметровая картина творилась  в  коммуналке уцелевшего на  набережной дома , на двух сшитых простынях, так как  полотна такого размера в послевоенном 1947 -м   не нашлось.

                        3 «Подвиг пяти черноморцев» 1948,х.,м., 200 х300.

 

Перед этим,  крымским талантом, о котором заговорил зритель, уже были написаны «На Сталинградской дороге»  и « Не уйдёшь! (Преследование)». В июне 1948 года в газете «Красный Крым» появилась  большая восторженная статья  — рецензия  этой картины Н.Шагурина с весомым назваанием «Талантливая картина». Отдавая должное многим художественным достоинствам работы, автор замечает и то, что всегда  будет отличать полотна художника: «Это страшно, это — кровь, грязь, наспех перевязанные раны, разорванные тельняшки…Но нас не коробит и не отталкивает эта суровая правда, будничная сторона подвига. Напротив, она придаёт картине наибольшую убедительность.»

Всё  это давалось большим трудом. Картина с 1948 года находится в постоянной экспозиции музея. Уже позднее, по свидетельству Рудольфа Подуфалого, украинские реставраторы,  для сохранения шедевра батальной живописи, смогли провести так называемое «дублирование» -  бережно переклеили специальным клеем обветшалое  полотно на холст.

Ларина Кудряшова:»3 апреля в Симферопольском художественном музее открылась выставка, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

В четырёх залах представлено более 50 работ. Среди них два полотна Юрия Волкова

«Не уйдёшь! (Преследование)» и «Херсонесский тупик». Для нас особенно важно, что художник сам прошёл эту войну и был правдив в своём творчестве».

 

В жизни всегда есть место твоему подвигу.

Монументально — героическое полотно запечатлело  подвиг политрука Николая Фильченкова, краснофлотцев: Ивана   Красносельского, Даниила Одинцова,  Юрия Паршина, Василия  Цибулько. Это  реквием мужеству горстки людей, вставших на пути стали и огня. Павших в неравном бою, но не отступивших. Оно стало данью памяти всем солдатам трагического 1941 -го года. Сам дух борьбы и сопротивления в этой картине делает её символом защитника Севастополя.

Напряжение боя высоко, это сущий ад, земля горит. Силуэты моряков готово поглотить  зловещее пламя. Невольно ощущаешь усталость, предел  душевных сил людей, своими телами преградивших путь немецким танкам на Севастополь. Картина  впечатляет как сюжетом, так и техникой самой живописи, словно старые мастера вдруг ожили и повели рукой художника.   Точно прорисованные детали оружия, пулемётные ленты, гранаты, перепачканная и изорванная форма моряков, обрывки бинтов заставляют поверить в реальность всего происходящего. Эта документальность давалась упорным трудом, известны несколько рисунков — прообразов будущей картины и мы видим, что из всех сюжетов, выбран самый убедительный. При написании картины Волков тщательно изучал событие, делал зарисовки с натуры, этюды.

«Вот уже много лет пытаюсь передать жизнь с предельной технической выразительностью и мастерством, конечно, насколько позволяет мне моя изобретательность, способности и чувства художника» — запишет он в 1981 году.

Волков ничего не выдумывал. Его тесная евпаторийская коммуналка вмещала десятки немых свидетелей войны: мундиры, стоптанные немецкие ботинки, каски, фуражки, ремни, обезвреженные  мины и гранаты. Весь этот пропахший потом и пороховой гарью бесценный трофейный  реквизит его будущих картин,  солдат Волков, получив специальное разрешение, тащил на себе после победы домой.1

 

 

Подвиг пяти черноморцев.Эскиз.1947.

 

Его особой гордостью была коллекция  взрывов и пожаров — целый  чемодан набитый немецкими и румынскими журналами, фотографиями , горящих домов, машин, кораблей,  танков, самолётов.  Но и этого пытливому мастеру казалось мало. Купив бочку мазута, Волков вздымал на пустыре  дымы, успевая до приезда пожарных написать зловещее пламя.

В 1960 – е годы компетентные органы помогли ему избавиться от пулемёта «Максим», изображённого на знаменитом полотне «Подвиг пяти черноморцев», винтовок. То, что оружие было насквозь просверлено и уже не стреляло, никого  не интересовало. Заодно припомнили и плен.2 (1)

До конца своих дней Юрий Волков оставался приверженцем реалистической манеры написания картин. И даже за слишком похожий  изображённый на картине ботинок моряка  заслужил неодобрение, мол отвлекает от главного. На полотне несколько убитых, заметен уже  погибший пулемётный расчёт. Бой идёт не один день и даже захоронить защитников, узнать кто они, нельзя. Так было. Это и сейчас происходит на войне. Сколько дней перемирию в Донбасе, но ещё валяются неопознанные, не захороненные украинские военные.

На переднем плане погибший матрос. Эта смерть не может быть красивой, это боль и  трагедия. Но и за это, слишком реалистическое изображение, » пессимизм и натурализм» художника критиковали.

« Когда – то немного учился у Самокиша, но мне ближе Верищагинское понимание и трактовка войны», поправил как — то Волков корреспондента, посчитавшего его продолжателем творчества Н.С.Самокиша. Он и  войну писал так, чтобы  не было войны. На каждой картине погибший, израненный человек. Но такая правда оказалась тогда не нужна. Давно ли узнали мы  страшные цифры потерь?

Эти павшие и были для мастера главными во всей трагедии под названием война, и он, несмотря на  обвинения, доносы и клевету завистливых собратьев по кисти и жёсткую критику руководства Союза художников, пытавшегося исключить его из своих рядов, продолжал на батальных полотнах  мужественно изображать павших. Не где-то вдали, а именно на переднем плане. Эта боль и была его солдатская правда о войне.

Так кто он, Юрий Волков, непонятый, или человек обогнавший своё время?

Николай Моргун, председатель Крымского отделения Союза художников России:  »Подвиг пяти черноморцев» — это одна из лучших работ о Великой Отечественной войне. Она должна висеть в музее вечно.»

Так в Вооружённых Силах страны лучших героев зачисляют в состав частей и кораблей навечно.

Картина была передана  в музей 15 декабря 1948 года Дирекцией художественных выставок и панорм СССР и с тех пор находится в его постоянной экспозиции!  Это и есть настоящее признание, проверка временем. Полотно нисколько не утратило своего значения, напротив, оно снова борется с вселенским злом — фашистской чумой.

В прошлом году российские новостные каналы рассказали о  подвиге в Луганской области. По словам  ополченцев, в бою под Изварино их земляк, 54-х летний Александр Скрябин, спасая товарищей, бросился со связкой гранат под танк и ценой своей жизни остановил его. Украинская сторона объявила это вымыслом, проведя расследование в соцсетях. Я не стану приводить здесь доводы сторон, замечу лишь то, что состояние духа людей, защищающих свой дом и кров, своих детей, жён и матерей гораздо выше, чем у карателей так называемого «АТО», сотнями сдающихся вчерашним шахтёрам.

Мне кажется, эта картина должна продолжать жить и сражаться, воспитывать  новые поколения на подвигах и ей никак не место у лестничного марша, где встреча мимоходом. Её надо вернуть на почётное место, ближе к зрителю. 

                             Вспомнить всех поимённо и  защитить Победу.

В канун 70 — летия Победы в Великой Отечественной приходится констатировать, что победителей пытаются лишить этой победы, лишить наших героев, наших подвигов, стереть историческую память народа. Всё меньше живых участников событий и всё больше лжи.

В наше время нашлись  неверующие ни в подвиги Александра Матросова, ни Николая Гастелло. И даже то, что такие геройства носили массовый характер, их не останавливает.

В последнее время стало возможно узнать подробнее про этот бой моряков и эти детали стали предметом разбирательств спекулянтов от истории. Появились публикации с разными домыслами.    Сам бой, даже в российском издании, называется г. Соколовым «призрачным. »

Источников, свидетельствующих о бое моряков несколько. Сообщения о  нём появились в севастопольских газетах в ноябре — декабре 1941 г., но имена героев были неизвестны. Впервые подробно о  подвиге  у села Дуванкой (ныне Вернесадовое) написала в мае 1942 г. в севастопольская газета «Маяк коммуны».  В статье М. Когана сообщалось  об уничтожении в бою 7 ноября 1941 г. пятью погибшими героями до 10 танков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942  за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками политруку Фильченкову Николаю Дмитриевичу, краснофлотцам: Красносельскому Ивану Михайтовичу, Одинцову Даниилу Сидоровичу,  Паршину Юрию Константиновичу, Цибулько Василию Федосеевичу посмертно присвоено звание  Героя Советского Союза. Не разбрасывались такими званиями , когда мы отступали. В тяжёлые дни начала обороны Севастополя  подвиги были нужны, они позволили переломить ситуацию.

Претензии  дотошных очернителей, подвергающих сомнению не только количество уничтоженных танков, но и само их наличие основываются на труде немецкого воена-   чальника Манштейна «Утерянные победы», где он утверждал, что при вторжении в Крым танков у  11-й немецкой армии не было. Да, действительно, Гитлер не снял из под Ростова  для него ни одной танковой дивизии.                                                                                                                        Но автор не посчитал нужным написать, что в составе наступавших румынских войск в разведывательных батальонах бригад находилось 15лёгких танков R-1 и 18 самоходных штурмовых орудий Stug- III, которые имели лобовую 50 мм броню, как у Т-34, 75 мм пушку и, по сути, ничем не отличались от танков.

 

       5Памятка бойцам , где немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ)    Stug- III называется танком.

Кроме того, эти же Stug- III, транспортёры, броневики были в составе 190 дивизиона. Умолчал Манштейн и об использовании советских трофейных танков, а таковые имелись. Зато заметили такие машины с неровно намалёванными паучьими крестами бойцы в Севастополе. Ещё одно свидетельство — это выставленная в январе 1942 г. на площади им. III Интернационала (ныне пл.П.С. Нахимова)  подбитая САУ Stug — III.

 

 

 

 

             6 Трофейная САУ  Stug — III в Севастополе, январь 1942г.                                                                                                                                          

 

Конечно, заслуги фельдмаршала, утерявшего победы несколько тускнеют при упоминании о танках.

Участник ноябрьских боёв 1941 г. под Севастополем капитан 1 ранга запаса                    А.Г. Глушаков сообщил мне, что тогда бронетехнику у фашистов видел. Часть её,

наступающая от Бахчисарая была разбита 8 ноября  огнём береговых батарей и крейсеров»Червона Украина» и «Красный Крым».

Значит бронетехника у фашистов в ноябре 1941 г. под Севастополем всё — таки была, её уничтожение попадало и в сводки. Так,  с 1 по 4 ноября огнём батарей №№0,30,и 35 было уничтожено 30 танков, 60 автомашин и 650 человек вражеской пехоты (Архив ИО ВМФ, д. 6532, л.670).

Нельзя сейчас утверждать, что весь этот бой придуманный корреспондентом и растиражирован комиссарами. Но в боевой обстановке могли быть отдельные неточности  при оформлении документов и донесений.

Я такое вижу на примере своей семьи. Мой дед по материнской линии красноармеец Кондик Павел Алексеевич, пропал без вести в 1941г., никаких документов, кроме извещения, семья не получала и узнать его судьбу с помощью архивов не удаётся. Мой дядя миномётчик мл. сержант Кондик Сергей Павлович погиб в Полесье, в феврале 1944г. Пришла похоронка. В Белоруссии чтут память советских воинов, на местах боёв стоят мемориалы. На одном из них выбита фамилия мл.  сержанта, только вместо «Кондик С.П.» — «Кандик С.П.»После запросов в Подольский Центральный архив МО РФ выяснилось, что так он записан командиром в донесении о безвозвратных потерях, так же ошибочно записано и место рождения — деревня «Фиргановка» вместо » Фирсановка», хотя в той же Кемеровской области никогда Фиргановок не было. Все остальные данные: год рождения, родные совпадают. Придётся уточнять в архивах сибирских, чтобы восстановить справедливость.    

 

7Младший сержант Кондик С. П.

 

Были разночтения  в  дате описываемых событий. В очерке указано 7 ноября, другие источники свидетельствуют о бое 8 ноября. Так ли для нас важна сама дата? Мы знаем, как порой хотелось к  ней одержать побольше побед, чего-то приукрасить. Тем более корреспондент писал спустя несколько месяцев после случившегося.

Другое дело, что атака в одном месте и само уничтожение такого количества танков несколькими моряками вызывает сомнение, которое опровергнуть могут только боевые документы, желательно двух сторон. И этим должны заниматься поисковики, историки. Иначе на смену одним героям придут другие — недобитки типа Бандеры и Шухевича.

Краснофлотцы дрались мужественно и погибли в бою. Их гибель за Родину и есть подвиг. Если  врагу смогли нанести урон, ещё больший подвиг. И таких подвигов были тысячи, их было больше, чем трусости и предательства, раз уж мы выиграли войну.

В начальный период войны из — за ошибок высшего командования, плохой выучки бойцов и командиров мы терпели поражения и несли большие потери, но мужественно сражались. Героизм в Красной Армии был массовый. Это вынуждены были признать даже враги. Генерал Гальдер в первые недели войны записал в «Военном дневнике:»Следует отметить упорство русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов отказывались сдаваться в плен, взрывали себя вместе с дотами.»

«Жизненная правда», как утверждал Юрий Васильевич и чего он добивался всегда, конечно же, условна в картине, но сила убедительности или убедительной предмет- ности в картине «Подвиг пяти…», как и в последующих его вещах, поражает»- сказал об этой работе евпаторийский художник и  друг Юрия Васильевича, Николай Дудченко.

Бесспорно одно: подвиг пяти черноморцев, дал лишних сил и стойкости защитникам города – крепости Севастополя.

Правда солдата .

Солдат Юрий Волков отступал в 41-м, попал раненым в плен, несколько раз бежал, вернулся в строй и гнал врага до самой Победы. Знал он войну. Его картина, написанная со свойственным художнику реализмом: точным изображением мельчайших деталей вооружения, форменной одежды, она  ещё  несёт и историческую правду содержания этого подвига. Среди уничтоженных моряками мы видим несколько фашистов, два танка, третий надвигается, и у гусениц его привстал для броска с гранатами один из защитников. В живых останутся трое израненных моряков. Сколько подбито, или подходит ещё стальных чудовищ нельзя рассмотреть из-за огня и густого чёрного дыма, застилающего поле боя.

Я в такое поверю, верил, знал об этом и автор картины. Он побывал на месте событий сразу после войны, когда свежи были раны и память её участников. Тогда же появилась другая его работа – «Одиннадцатый дзот», о другом подвиге русских богатырей, в нескольких километрах от места гибели моряков. Все защитники дзота погибли, усеяв склон немецкими трупами. Их подвиг обнаружен наступавшими и документально подтверждён. Но не об этой картине сейчас речь.

Первая сельская диорама в СССР.

В самом Верхнесадовом есть прекрасный общественный музей «4-й сектор обороны Севастополя», живой благодаря его бессменному хранителю — Нине Васильевне  Шульгиной. Там же находится первая в Советском Союзе сельская диорама, она же и единственная посвящённая обороне Севастополя.  Но вот в изображённое на большом полотне  диорамы художником  уважаемой студии им. М.Б. Грекова В.В Кузнецовым, извините меня, я не верю. Целых 7 бронированных машин. По очертаниям возвышен- ностей видно, что бой идёт в долине р. Бельбек, хотя источники говорят, что подвиг совершён на плато, выше дороги, там и стоит памятник героям. Не видно вражеской  пехоты.  И мастерство с каким работа написана и количество подбитых танков как раз говорит о ремесле, а не искусстве. В ней поражает количество, а не качество самой живописи, драматизм идущих на смерть героев. Это было время, когда в каждом колхозе – миллионере, появлялось такое, умирающее сейчас у нас искусство диорам – панорам, но настоящих  Рубо не хватало. 8

 

 

 

                Фрагмент диорамы В.В.Кузнецова в с. Верхнесадовое.

 

Готовность к самопожертвованию, презрение к смерти всегда отличали русских воинов, но этом подвиге особая жертвенность и смелость.  Правда о тех ноябрьских боях  сильнее любых сомнений и преувеличений: почти необученные к действиям в полевых условиях, слабо вооружённые моряки 18-го отдельного батальона морской пехоты, курсанты училища береговой обороны смогли остановить сильнейшую немецкую военную машину, на то время, лучшую армию в Европе.

Из-за больших потерь, гитлеровцы с 21 ноября вынуждены были остановили наступление на Севастополь.

                                            Заговор молчания.

Если бы Юрий Волков создал лишь одну свою картину»Подвиг пяти черноморцев», то и тогда бы навечно вписал своё имя в историю искусства, но таких батальных полотен было девять.

Симферопольский художественный музей располагает одной из самых больших коллекций работ Юрия Васильевича Волкова, они не забыты и часто выставляются.

В актив этому учреждению культуры можно занести и необычную прошлогоднюю акцию –  выставку одной картины Ю. Волкова «Херсонесский тупик»  в известном севастопольском музейном историко-мемориальном комплексе «35-ая  Береговая батарея.» Выставка проводилась под девизом: «Херсонес. Суд истории»,  впервые работа  предстала в месте,  которое изобразил сам автор. Там же состоялась  премьера  документального фильма «Крымский Верещагин».

Судьба Волкова  человека  — тяжёлая, судьба Волкова художника — трагическая. Несколько лет славы и почти полное забвение на три десятка лет. Как такой яркий

талант не смог найти ему применение? Создал несколько своих  шедевров и исчез для зрителя. Как  он, где интересовались мало. Руководству Союза, где хватало завистников, он был неудобен. Одной из причин такого поступка стала пропажа в 1960 году на выставке в московском манеже одной из лучших его картин — «Один из многих. Не забудем.» Сам мастер приспосабливаться не умел, халтурить тоже. Он обрёк себя на добровольное затворничество. И это одна из загадок художника.

С 1960 года до самой своей смерти художник больше не выставил ни одной работы, не участвовал ни в одной из выставок, словно наложил на себя обет молчания. Что он хотел этим сказать?

Но каждый день Мастер продолжал упорно трудится: начались его неспешные  работы по созданию собственных, масел и кистей  совершенствованию техник масляной живописи, акварели, пастели, туши, угля, керамики. цемента, чеканки, названные им самим «экспериментами.» Он готовился к чему-то большему, но так и не успел его сотворить. Остались только маленькие шедевры, в которых ему удалось достичь потрясающего эффекта в изображении моря, скал, снега, облаков, растений. Но такие проблемы не интересовали СХ и  Волков порою жил на грани нищеты.

В последние годы художник много размышлял и оставил нам золотые росписи своих философских мыслей и притч:»Если хочешь людей сделать лучше, сделай лучше себя.» Его творчество ещё ждёт своих исследователей.                                                                                                                                                                                                    

«Время собирать…»

К сожалению, многие из работ мастера  уже утрачены: первые портреты военной поры, росписи евпаторийских храмов Святого пророка Илии, Святого Николая (частично), батальное полотно «Один из многих. Не забудем». Другим, возможно, это грозит.

Пора возвращать долги большому мастеру. Ведь интерес к творчеству и личности художника не угасает. Пока что,  переданные Ольгой Васильевной, вдовой художника, в дар Евпаторийскому краеведческому музею 96 работ Юрия Волкова находятся в запасниках и редко выставляются. В годовщину крымской весны забрезжила надежда, что в Евпатории наконец появится свой художественный музей. Новая администрация провела по этому вопросу встречу с общественностью, подождём решений. Хочется верить, что творчество Юрия Волкова будет в нём достойно представлено. Давно напрашивается и открытие музея Ю.В. Волкова в городе, который он прославил.

В год 90-летия мастера усилиями людей, неравнодушных к жизни  и творчеству           Ю.В. Волкова,  была установлена мемориальная доска художнику на евпаторийском доме  по улице Революции, 37 , где он жил, автор — Заслуженный художник Украины Виктор Гордеев.

              9 Мемориальная доска на доме художника, фото автора.

 

В 2012 г. впервые в истории Союза художников на средства из бюджета АРК удалось издать красочный каталог работ художника, составленный его вдовой Ольгой Волковой.

Полагаю, нам удалось оживить интерес к творчеству Юрия Волкова изданием открыток с его работами, проведением ежегодных дней памяти художника в симферопольском художественном музее, газетными публикациями.

За два десятка лет Юрием Волковым создано девять больших драматических батальных картин, несколько жанровых  полотен,  графических листов, проиллюстрировано 8 книг  военной тематики крымских авторов.

Юрий  Волков, бесспорно,  яркое явление в жизни реалистического искусства XX века. Коллеги – художники  признают ныне — его  произведения  опередили своё время.

Обращаясь в своих полотнах к вечным проблемам человеческого бытия, Юрий Васильевич Волков достиг поразительного совершенства в их художественном решении. Размышляя, философствуя сам, он  не оставляет  равнодушным зрителя.

Как мастер реалистического письма — он понятен  любому человеку. Потому его картины всегда будут волновать душу человека. Ведь в  них живет правда, которая  заставляет задуматься о смысле жизни, о высоком предназначении художника и его искусства.

 

Литература и источники:

Волкова О.В.Юрий Волков. Художник — баталист. Симферополь, 2012.

Дудченко Н.Я. Слово о мастере. Культура народов Причерноморья», 2012.

Рыжонок Г.Н. У лжи короткие ноги. Русский Севастополь, №6, 2004.

Шагурин Н. Талантливая картина. – Газета «Красный Крым» 01.06. 1948.

Ярмыш Г. В пути.- Газета «Крымская правда» 28.08.1960.

http://forum.sevastopol.info/viewtopic.pxp? p=5609420

http://sevrus.info/content/view/146/

 

Александр Бондаренко.

Симферополь.

 

 

 

 

Об авторе: Александр Алексеевич Бондаренко:
Капитан 2 ранга запаса, член Союза краеведов России. г.Симферополь
Другие публикации автора:
Автор: Александр Алексеевич Бондаренко

Оставить свой комментарий